Ежегодно 31 мая Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) и партнеры во всем мире отмечают Всемирный день без табака, привлекая внимание к рискам для здоровья, связанным с потреблением табака, и призывая к проведению эффективной политики по снижению уровней его потребления. Потребление табака является основной отдельной предотвратимой причиной смерти в глобальных масштабах и в настоящее время является причиной смерти 10% взрослого населения в мире.
Цель праздника — информирование о вредных и смертельных последствиях употребления табака и пассивного курения, привлечение внимания к опасностям для здоровья и призыв проводить эффективную политику по уменьшению масштабов потребления табака.
В этот день во многих странах мира силами общественных и молодёжных организаций проводятся различные акции и массовые мероприятия по пропаганде здорового образа жизни и отказа от курения.
Каждый год Всемирный день без табака проходит под определённым девизом. В разные годы темами этого дня были, например: «Табак и бедность: порочный круг», «Табак в любой форме и разновидности смертельно опасен», «Молодёжь без табака».
В 2025 году девиз Всемирного дня без табака пройдет под девизом «Разоблачим уловки манипуляторов!» и будет посвящена разоблачению стратегий, которыми пользуются производители табачных и никотинсодержащих изделий для того, чтобы сделать свою вредную для здоровья продукцию более привлекательной, в первую очередь – для молодежи.
На сегодняшний день одной из основных проблем с точки зрения общественного здравоохранения является привлекательность табачных, никотинсодержащих и аналогичных изделий, особенно для молодежи. Производители постоянно ищут все новые и новые способы сделать эти продукты привлекательными, например, добавляя в их состав ароматизаторы и другие добавки, которые меняют их запах, вкус или внешний вид. Эти добавки предназначены для маскировки резкого вкуса или запаха табака и повышение его вкусовой привлекательности, в первую очередь, для представителей молодого поколения. Производителями используется ряд других приемов и уловок:
lгламурный маркетинг: элегантный дизайн изделий, яркие цвета и привлекательные вкусы намеренно используются для привлечения более молодой аудитории, в том числе посредством рекламы в цифровых медиа;
обманчивый дизайн: некоторые изделия имитируют сладости, конфеты и даже образы персонажей мультфильмов — все это естественным образом привлекает детей;
охлаждающие добавки и присадки: они позволяют сделать процесс употребления этих изделий более приятным, что повышает вероятность их дальнейшего употребления и снижает вероятность отказа от них.
Важность противодействия тактике и приемам индустрии
Наш мир достиг немалых успехов в борьбе против табака, однако табачная индустрия все так же пытается адаптировать свои приемы к новым условиям, стремясь привлекать и удерживать потребителей. Эти действия, подрывающие здоровье людей, направлены прежде всего на уязвимые группы населения, в особенности на молодежь.
Эти приемы не только подталкивают их к употреблению табака и никотина, но и затрудняют отказ от курения, повышая риск формирования зависимости и развития долгосрочных последствий для здоровья.
Среди молодежи растут показатели использования никотинсодержащей продукции, такой как электронные сигареты и никотиновые паучи. В Европейском регионе электронные сигареты использовали 12,5% подростков и, при этом, всего лишь 2% взрослых. В некоторых странах показатели использования электронных сигарет среди детей школьного возраста в 2-3 раза превышали показатели курения традиционных сигарет, и эта тревожная тенденция требует принятия неотложных мер.
Всемирный день без табака 2025 г. станет возможностью пролить свет на приемы индустрии, вынуждающие людей по-прежнему употреблять табак и никотин, и укрепить нашу коллективную приверженность построению здорового будущего.
Информация подготовлена с использованием материалов официальных сайтов: https://www.who.int/ru/
https://profilaktika.tomsk.ru/naseleniyu/tematicheskie-stranitsy/31-maya-vsemirnyy-den-bez-tabaka/